среда, 24 апреля 2013 г.

Коты - Беларусы: создание куклы по мотивам народного костюма

Друзья, знакомлю вас с очередной парочкой котиков в белорусских костюмах и немного расскажу о процессе создания игрушек по мотивам народного костюма.




     Итак, первое, с чего нужно начать - это изучить собственно костюм. 
Просмотреть книги, прочитать публикации на тему и выделить то особенное, что именно вам нравится в костюме и что при этом также является особенностью данного народа и его культуры.
     Белорусский костюм очень разнообразен и тем самым очень интересен!
     Когда я продумываю очередные образы, я отталкиваюсь от настроения, которое хочется создать персонажам. В данном случае задача состояла сделать праздничные свадебные костюмы.  Или костюмы гостей. В любом случае - тема свадьбы.
     Вот после того, как вы определились с образом, можно (и нужно) просмотреть все изображения народного костюма. Скажу честно, хоть я и изучала костюм все свои годы учебы в колледже и ВУЗе, все равно каждый раз я открываю свои зарисовки костюмов  и чудесную книгу Мiхася Раманюка "Беларускія народныя строі"

... и смотрю, смотрю, смотрю на всю эту красоту :)

     Почему именно эта книга? Точнее, это не книга (т.к. текста там почти нет), это альбом с рисунками. Очень точными и графичными, в них мне сразу видятся куклы. Может кому-то проще работать с фотоматериалами, а мне очень нравятся рисованные изображения. +  невероятная документальная точность  в самих строях.
     Вообще у Михаила Федоровича есть и полноценный труд по белорусскому народному костюму, и по белорусским придорожным крестам. А вот сайт издательства, которым руководит его сын:  http://www.ramaniuk.com/by/
Трудно переоценить тот вклад в историю культуры Беларуси, который внес Михаил Федорович Романюк, за что ему огромадная благодарность и низкий поклон!


     Ну а теперь вернемся к нашим куклам :)
     Итак, мы делаем свадебных персонажей. Что характерно  народному костюму в этом случае? 
     Смотрим:



     Ленты в прическе, цветы в украшении, бусы, заправленные в ботиночки брюки у мужчин, воротники на бантах. Что характерно костюму в целом? Пояса у мужчин, вышивка на рукавах (как оберег), красный акцент в декоре. Ну а в остальном - выбирайте на ваш вкус: клетчатые ткани или полосатые, кружево или шитье, пиджачки или безрукавки (гарсэты), какие головные уборы (шапочки, намитки, повязки) и прочее...

     Следующий этап (а чаще всего у меня он происходит параллельно с изучением костюма) - это подбор материалов. Вот так он выглядит у меня : когда из своих закромов собираются по-максимуму подходящие элементы и раскладываются на готовых "тушках" кукол по цветовым и  орнаментальным пятнам, смотрится, где сделать много декора, где оставить без него (чтобы "глаз отдохнул" :)) Материалов выбирайте по-максимуму, т.к. потом в процессе лучше отказаться от ненужных, чем заново копаться в материалах и подыскивать нужное.



    Всё, теперь всё готово к работе! Можно приступать!

    Вот такие ребята получились у меня в итоге: 



     И, как говорилось в одной из передач про умелые ручки:

   "Пробуйте, и у Вас обязательно всё получится!" :)))

4 комментария:

  1. Олечка мне очень понравились, вообще вот эта национальная тематика она у тебя во многих образах представлена, очень интересна и необычна, я хотела просто сказать клево!!!!!!! Обувка просто отпад, костюмы поражают своей детализацией!!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Оля, так интересно было "заглянуть" в твой процесс. Спасибо, что поделилась. Для меня это как волшебство, когда из задумки по шажкам появляется такая красота!

    ОтветитьУдалить
  3. Как хорошо что есть такие книги. Большое спасибо людям их создавшим. Они не только познавательны в общем плане, но и полезны для рукодельниц. Я так же с детства люблю книги такого плана. Парочка вышла отличная, очень колоритная.

    ОтветитьУдалить